Как в годы войны нашли и казнили фашистского пособника

2025-1-19 07:08

Путь к измене всегда выбирают осознанно. Случайностей здесь не бывает: дескать, сломался под тяжестью обстоятельств, подчинился чужой воле - этим предатели прикрывают собственную трусость, желание выжить любой ценой.

Но были и предатели идейные, один из них - Александр Жихарев, который в годы Великой Отечественной войны добровольно пошёл на службу к оккупантам (в публикации использованы материалы из архива НКГБ Куйбышевской области, предоставленные samara.aif.ru Управлением ФСБ по Самарской области).

Раскулачили и сослали в Сибирь

Александр Жихарев родился в 1893 году в селе Молотово Ставропольской губернии. Хозяйство его отца было крепким: 60 гектаров земли, коровы, лошади, овцы, была собственная паровая молотилка, лобогрейка и сеялки. Добавим к этому три дома с крытыми железом крышами, с надворными постройками. Его отец, как уважающий себя хозяин, нанимал батраков.

С установлением советской власти в селе прежняя сытая жизнь Жихаревых закончилась. Семья была раскулачена с полной конфискацией имущества и сослана в Сибирь.

Александр Жихарев бежал из родных мест, чтобы осесть в Коржевском рабочем поселке в Краснодарском крае. Удивительно, но два класса образования позволили Жихареву из землекопов перебраться на теплую должность завхоза больницы. Видимо, сказалась кулацкая жилка, оборотистость и умение во всем найти выгоду. Поворотным моментом в судьбе будущего пособника фашистов стало его решение обосноваться в поселке Курджиново, расположенном в Мостовском районе. На первых порах он едва не угодил за решетку, когда проворовался, работая председателем артели «Красный деревообделочник». Его судили за растрату, но Жихареву удалось избежать отсидки - приговор по кассации отменили. Освободившись, Жихарев вовремя сориентировался и получил место машиниста локомобиля на местном лесопильном заводе.

Из машинистов в старосты

Жизнь Жихарева круто изменилась в июне 1942 года, с приходом в Курджиново немцев.

Одной из первоочередных задач захватчиков была организация на оккупированных территориях из коренного населения органов местного самоуправления, полностью подконтрольных германской военной администрации. Формировали их из числа тех, кто был недоволен советской властью и был готов служить новым хозяевам. Жихарева, который имел хорошо подвешенный язык, назначили заместителем старосты.

Из протокола допроса обвиняемого Александра Жихарева:

- С какой целью вы остались в оккупированном немцами поселке Курджиново?

- Я не эвакуировался из-за семейных обстоятельств. Вместе с семьей эвакуироваться мне было трудно, а оставлять их я не хотел.

- Неправда. Ведь из поселка большая часть населения вместе с семьями эвакуировалась. По какой причине вы остались?

- Скажу правду, основной причиной моего нежелания ехать в тыл было мое враждебное отношение к власти. Я питал ненависть к советской власти за то, что она разорила мое и моих родных хозяйство, раскулачили отца и сослали моих братьев, а самому мне пришлось скрыться от репрессий. Поэтому я считал, что при немцах мне хуже не будет и решил остаться в поселке.

В декабре 1942 года староста посёлка пошёл на повышение - стал начальником полиции, а Александр Жихарев занял вакантное место. И теперь он мог сполна поквитаться с Советами: в его руках была власть и поддержка со стороны немцев. Впрочем, Жихарев был достаточно хитер и осторожен, чтобы делать все в открытую. На ранних допросах он прикидывался эдаким деревенским простачком и выставлял себя в роли жертвы, которую под страхом смерти заставили выполнять «собачью работу». Это уже позже, припёртый к стенке неопровержимыми доказательствами его тяжкой вины перед соотечественниками, он заговорит иначе. И Жихарев даже с какой-то долей хвастовства однажды признается, что на совместных попойках полиции и карательного отряда всегда выступал с пламенными, страстными антисоветскими речами (именно это краснобайство и сыграет с ним позднее злую шутку). И каждый раз провозглашал тост во здравие фюрера, который принес «долгожданное освобождение».

Идейный враг

Красноречивого оратора заметит новый комендант посёлка Курджиново, обер-лейтенант Люц. Видимо, Люц был неплохим психологом и быстро распознал сущность Жихарева, он понял, что это - идеальный кандидат в агенты, крайне коварный и жестокий, который служит не из страха, а из идейных соображений.

Из протокола допроса:

- Когда и при каких обстоятельствах вы были привлечены к разведывательной деятельности в пользу Германии?

- К сотрудничеству с немецкими разведывательными органами я был привлечен в декабре месяце 1942 года. Это произошло там же, в поселке Курджиново в помещении комендатуры, в кабинете немецкого коменданта, обер-лейтенанта Люца.

Письменная расписка Жихарева верой и правдой служить германскому рейху, вести агентурную деятельность среди населения стала своего рода сигналом для активной работы новоиспеченного старосты. Его рвение в этом грязном деле всячески поощрялось немецкими властями. Правда, о наградах «за труд во благо Германии» он предпочел умолчать.

По признанию Александра Жихарева, Люц высоко ценил способности завербованного агента. И действительно, староста из кожи лез вон, чтобы угодить своим хозяевам.

Из протокола допроса:

- Мною были представлены списки на всех коммунистов, комсомольцев, семей красноармейцев и партизан, проживавших как в пос. Курджиново, так и на хуторах, входивших в зону моего обслуживания как старосты. Представлял Люцу информацию о политическом настроении населения через каждые десять дней.

Односельчане показали, что Жихарев активно выявлял коммунистов и сочувствующих партизанам, по его наводке проводились обыски и грабежи, изъятия продовольствия и ценных вещей. Именно по информации старосты были схвачены и казнены немцами несколько человек, которых подозревали в связях с подпольщиками. При этом сам Жихарев лично в казнях не участвовал - по крайней мере он всячески отрицал этот факт на допросах.

Нужно заметить, что при всем желании выслужиться перед хозяевами, Жихарев обладал удивительным чутьем. В 1943 году немцы готовились к отступлению, а его самого, как активного и ценного сотрудника, вместе с семьёй готовили к переброске на новое место «работы». Жихарев, понимая, что за смерть односельчан и пособничество немцам его ждет расстрел, легко предал своих хозяев и сбежал. Он спрятался на квартире своей родственницы в станице Лабинская, а когда туда вошли советские войска - перебрался на новое место. Все это время ему удавалось ускользать, он словно чуял, что расплата следует за ним по пятам.

Под чужой фамилией

Из протокола допроса:

- Я проживал в станице Ново-Александровской. В апреле 1944 года ко мне приехал мой зять Кормуев Яков, у которого мной был похищен военный билет. Я стёр его год рождения, подставил свой 1893 года рождения и по этому документу поступил на работу в колхоз им. Ворошилова. В июне 1943 года, перед моей мобилизацией на оборонный завод в город Чапаевск (Куйбышевская область), мне в райвоенкомате обменяли предъявленный военный билет на новый, на имя Кормуева Якова Антоновича, по которому я работал на заводе №102 в г. Чапаевске.

Бывший староста под чужой фамилией стал работать на заводе вагранщиком и первое время ничем не выделялся среди остальных. Он жил в общежитии, получал положенный паёк и зарплату, вел себя тихо, стараясь раствориться в массе народа. Но однажды Кормуева-Жихарева все же прорвало, и он потерял контроль. И здесь ораторское искусство, которое так нравилось обер-лейтенанту Люцу, вышло бывшему старосте боком. После нескольких провокационных бесед Жихарева с рабочими, где он критиковал советскую власть, личностью слишком говорливого вагранщика заинтересовались компетентные органы. Противоречивые факты в биографии рабочего Кормуева потребовали проверки, а когда его односельчане опознали в нём старосту Жихарева, всплыли подробности его преданной службы немцам и его причастность к смерти более 80 человек, расстрелянных и повешенных карателями.

Следствие длилось несколько месяцев, вина предателя была полностью доказана. По законам военного времени суд над изменником Родины был скорым: в октябре 1944 года Александра Жихарева приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение.

источник »