2016-8-25 15:37 |
Лето в Самарской области - время традиционно «речное». Горожане массово отправляются за Волгу. Кроме того, по словам руководителя департамента туризма Самарской области
Михаила Мальцева, наш регион традиционно лидер в Приволжье по наличию маломерных судов в частной собственности. Вот и получается, что вслед за массовым исходом людей на воду туда же перемещается и эпицентр аварий. Причём они происходят как на фарватере, так и «не отходя от берега».
Например, в конце мая в Сызрани на одном из паромов при проведении погрузо-разгрузочных работ серьёзные травмы получил рулевой-моторист. Он попал в зону движения жёсткой сцепки. При этом травмировал живот, грудную клетку, получил разрыв селезёнки и перелом девяти рёбер. Тогда прокурорская проверка показала, что в компании, которой принадлежит паром, регулярно нарушалось трудовое законодательство. Директору предприятия внесли представление, а Гострудинспекция назначила штраф в 100 тыс. руб.
Однако самая резонансная в этом сезоне авария произошла в начале июля: катер «Прогресс-4», пересекая Волгу, попал под крылья пассажирского теплохода «Восход-08». В результате, получив страшные травмы, погибли 20-летняя пассажирка и её 73-летний дедушка, управлявший лодкой.
«Перед столкновением капитан теплохода ещё за 400 м подал звуковой сигнал и начал уклоняться от маломерного судна. Водитель катера заметил теплоход в последний момент и в попытке уклониться предпринял ошибочный манёвр, развернувшись прямо навстречу «Восходу». Катер двигался по территории, на которой движение маломерных судов запрещено», - отрапортовали нам в «Самарском речном пассажирском предприятии».
Представители же Приволжского следственного управления установили, что причиной ЧП стало нарушение рулевым «Прогресса» правил плавания по внутренним водным путям РФ. Причём, как установили сотрудники транспортной прокуратуры, срок действия его прав на управление маломерным судном истёк ещё в 2008 году. Не менее страшная история произошла в начале августа, когда рулевой прогулочного теплохода «Москва», причаливая к острову Зелёненький, вероятно, не заметил женщину, которая купалась около берега. Она попала под винты и скончалась в тот же день от множественных ранений.
Чуть менее трагично водный круиз завершился для пассажиров «Казанки», в начале августа столкнувшейся с другим маломерным судном, а затем и с плавдачей. Тогда женщина получила открытый перелом ног, а ребёнок - травму головы. Вот и выходит, что Волга широкая — почти 2 км, а разъехаться не смогли даже две лодки...
Было в этом сезоне немало и других, порой курьёзных, происшествий. Недавно напротив причала Сызранского НПЗ плавала «взбесившаяся» лодка без рулевого. По словам очевидцев, компания, отдыхавшая на берегу, решила погонять на надувной «ватрушке». На одном из виражей людей выбросило и из неё, и из лодки. Так катер и плавал до тех пор, пока не кончилось горючее. К счастью, поблизости не было купающихся...
«Порой страшно купаться даже на официальном пляже. Гидроциклы носятся повсюду, причём на бешеной скорости. Нередко заплывают за буйки пляжа. Я сомневаюсь, что они увидят плавающего человека, тем более ребёнка. Такое ощущение, что надзорным ведомствам всё равно, и никто за ситуацией на воде не следит, несмотря на то, что всюду установлены спасательные посты», - опасается Елена Анционова, жительница Самары.
Штрафы мизерные
Действительно, судя по хронике происшествий, контролируют у нас лишь «для галочки». То, что погибший пенсионер восемь лет плавал без прав и что директор транспортного предприятия в Сызрани нарушал трудовое законодательство, - выяснилось лишь после ЧП. В надзорных органах считают, что виной всему - несовершенство законодательной базы. «Например, водители маломерных судов занимаются незаконными пассажирскими перевозками. Мы выявляем нелегальные «водные такси». Но штрафы за незаконную перевозку пассажиров мизерные — порядка 2 000 руб. («отбиваются» за один рейс), и, заплатив их, судоводители вновь выходят на маршрут», - признаётся Вадим Кузьмин, начальник самарского линейного отдела полиции Средневолжского ЛУ МВД России на транспорте.
Всадники без головы
Что же касается профессионализма речников, то здесь ситуация ещё более непонятная. Каких-либо официальных комментариев на эту тему в «Самарском речном пассажирском предприятии» нам не представили, несмотря на то, что запрос мы направили ещё месяц назад. Кстати, в советские времена вопросу безопасности на воде у нас уделяли огромное значение. «В напряжении были все: от руководства флота до простых матросов. Проверки были чуть ли не каждую неделю, сами мы ежедневно инструктировали персонал», - вспоминает Владимир Квартальнов, бывший заместитель руководителя Самарского речного порта, лауреат акции «Общественное признание».
А сегодня, по его словам, такая работа на судах практически не проводится. «Кого берут в штат - непонятно, лишь бы шли. И похоже, не инструктируют сегодня и пассажиров. А это крайне важно, ведь судно - очень опасное место!
Но главная причина высокой аварийности на воде, констатируют эксперты, - это элементарная человеческая неграмотность и безалаберность. Такое ощущение, что современные взрослые все как один превратились в безответственных, непослушных детей. Как всадники без головы - несутся на гидроциклах всё равно куда, и абсолютно не важно, чем всё это закончится.
«Мы своих водителей судов учили так: пусть лучше машина сломается, но люди останутся целыми. А сейчас, видимо, времена такие, что экономия превыше всего, даже человеческой жизни. Результат - вот что характеризует сегодняшний день. В советское время человеческих жертв на воде было в десятки меньше, чем сегодня», - заключает Владимир Квартальнов.