2017-1-16 14:44 |
Житель Самарской области Николай Жуков около пяти лет занимается разве-дением и приручением северных оленей. Сегодня на его зооферме в поселке Управленческом живут пятеро этих животных.
Увлечение оленеводством началось с работы. Николай Жуков готовил промо-акцию для крупной компании. В одном из магазинов нужно было сделать инсталляцию, в которой олень должен был занять центральное место. Оказалось, что найти его в Поволжье и ближайших городах невозможно. Оленя пришлось везти из Сургута в Самару на перекладных ради одного праздничного дня. А потом расстаться с ним Николай уже не смог.
Всё дело - в ягеле и беге
«Это интересные животные в плане питания - они без проблем могут есть мухоморы и поганки, и заболеть от обыкновенного хлеба, - начинает знакомство со своими питомцами Николай Жуков. - Основной рацион наших оленей - овёс и сено, соли для сухостойных животных, прикормка в виде комбикорма. Осенью и зимой сохатым нужен ягель — это залог крепкого иммунитета. Мы привозим его с севера мешками».
Олений мох – это то, что связывает северного питомца с родиной и помогает адаптироваться на новом месте.
«У нас народ доброжелательный. Подходят иногда на прогулках, уверенные, что олени голодные. Дай-ка я им хлеба дам! А хлеб нельзя категорически! Оленя запрещено кормить всем, что вызывает процесс брожения, - яблоками, например. В то же время они в качестве лакомства обожают бананы и мандарины», - рассказывает Николай.
Но во всем нужно знать меру. После такого угощения оленю нужно обязательно побегать, иначе понадобится вызывать ветслужбу. Если рогатый питомец проводит время в тесном стойле, нарушается метаболизм. Залог здоровья оленя – это движение. Бывает, во время миграции они пробегают по 100 километров за день. Могут за раз переплыть водоёмы протяжённостью до 10 километров. Именно поэтому Николай Жуков против того, чтобы олени жили в контактных зоопарках, где животные большую часть времени проводят на одном месте.
«Мы привозим оленей из Сургута, приручаем их. Следим за каждым животным. Со временем надеемся создать племенное хозяйство. Что касается климата, Самара все же северный город, у нас снежные зимы — это и важно для животных. Они хорошо адаптируются к условиям среды. Олени у нас летом содержатся в лесистой местности, имеют возможность спрятаться от прямых солнечных лучей - под деревьями не жарко».
Уже есть первые результаты такой бережной заботы. В прошлом году, 5 мая, на ферме родился оленёнок – первый северный олень, который появился на свет в Самаре.
Северные звезды
Как выяснилось, оленям в Самарской области гораздо комфортнее, чем в тундре: здесь нет такого огромного количества гнуса и слепней.
«10% оленей в стаде на Севере умирает только из-за насекомых. Они спасаются от гнуса бегством. Потом, в больших стадах оленям копыта не стригут, они обламываются, — появляются ранки, инфекция. Некробактериоз ежегодно уносит жизни 80% заболевших оленей. Если в стаде 100 голов, то восемь ежегодно погибают из-за такого «естественного отбора»,- рассказывает оленевод.
Очень не приятны для оленя оводы - мухи, которые откладывают личинки в шкуру. По весне олень эти личинки слизывает, они попадают в организм, мигрируют под кожу, образуя шишки.
«Вот, олень Стифлер, он у нас уже около года, за это время мы очистили его от порядка 30 личинок оводов – белых больших червей. Если этого не сделать, личинка создаст кокон, вылупится и травмирует шкуру животного, образуя гнойники на спине. Бывая на Севере, я обратил внимание, что все шкуры оленя в дырках. В Самаре у сохатых нет такой проблемы», - уверяет Николай.
Есть в небольшом хозяйстве и свой Принц - белый олень, ему всего 2,5 года. У хантов белые олени считаются священными животными. Наверное, потому что рождаются такие животные редко. Но Жуковым повезло найти своего оленя с шерстью цвета снега.
Пока олени продолжают жизнь на небольшой ферме, но у Николая есть мечта - организовать в регионе лесной «сафари-парк», где взрослые и дети смогли бы гулять на природе среди прирученных животных.
источник »