2020-6-22 10:23 |
Военный летчик Иван Полькин мужественно боролся фашизмом. За недолгую службу успел совершить 17 боевых вылетов, уничтожил десятки вражеских танков и автомашин с пехотой. Погиб смертью храбрых при выполнении боевого задания. Из-за путаницы в документах его семья узнала правду не сразу.
Ускользающая надежда
22 июня День памяти и скорби. Великая Отечественная война проникла в каждый дом, поэтому память о ней жива до сих пор.
Самарец Александр Иванович Полькин более 70 лет бережно хранит стопки писем и семейных фотографий. Это память об отце – военном летчике Иване Полькине, который служил во время Великой Отечественной войны в авиации дальнего действия и погиб во время боевого задания в июле 1942 года. Ему было всего 22 года.
Образ отца почти исчез из памяти. Дело в том, тот - выпускник Харьковского военного авиационного училища, еще до начала войны поступил на службу в армию и все время был на «летной работе». Во многом благодаря этому Александр Иванович сохранил яркие впечатления о начале войны.
«В июне 1941 года отец прислал нам письмо, в котором опросил приехать повидаться. Мы с матерью доехали до станции, где нас ожидали представители авиачасти, в которой отец находился на летных учениях, отрабатывая ночные бомбардировки. Нас разместили в палаточном городке военного города Песочный. Вечером 21 июня состоялся митинг, на котором командование авиаполка сообщило нам, что в ближайшие дни ожидается нападение фашистской Германии на СССР. Что случилось в следующую секунду, невозможно описать. Раздался многоголосый плач, который не прекращался длительное время», - делится воспоминаниями сын героя.
Семья летчика узнала о его гибели не сразу. Долгое время отец и его экипаж числились пропавшими без вести. А потом родные получили письмо, которое дало им надежду.
«Мне было четыре года, когда маме пришло извещение. В нем сообщалось: «Ваш муж, Полькин Иван Гаврилович, жив и продолжает службу в ВВС Красной Армии начальником мастерских по боепитанию». Радости не было предела! Мать говорила, что, видимо, он ранен и не способен пока служить в летных частях. И даже объясняла, почему он попал в часть по ремонту боепитания. Он хорошо разбирался в технике, поэтому и занимался в части заменой старых самолетов на новые», - вспоминает Александр Иванович.
Мать переписывалась с друзьями отца, пытаясь узнать, как у него дела, но те не знали ничего о нем. Она неоднократно писала в отдел кадров авиации дальнего действия, но там тоже ничего не смогли сообщить. Эта переписка длилась до 29 сентября 1945 года. Потом выяснилось, что произошла ошибка из-за путаницы в путевых документах, а отец действительно погиб.
Расследование, длиною в жизнь
«Немного повзрослев, я решил сам искать правду. Мать сказала мне, что, если я ее люблю, то делать этого не надо, объясняя это тем, что не хочет, чтобы я перенес все то, что перенесла она. Она сказала, что перед смертью передаст мне переписку с отцом», - рассказывает Александр Иванович. Он уточняет, что таким образом мама хотела уберечь его от переживаний.
Жизнь шла своим чередом. Наш собеседник окончил школу и институт, стал работать конструктором, а чуть позже и руководителем КБ на куйбышевском заводе «Строймашина». Но все время продолжал искать данные об отце. Это было непросто, так как сведения, касающиеся авиации дальнего действия, содержались под грифом «Секретно».
«Только в 1973 году в печати появилась масса художественной литературы, в которой герои книг были под своими именами. Но об этом я узнал в 2012 году», - рассказывает Александр Иванович.
Отцовский самолет ИЛ-4 с останками экипажа нашли в 2010 году. Накануне Александру Ивановичу приснился странный сон, будто он идет по Москве и слышит сверху голос, похожий на стон, подсказывающий, мол, иди, отец тебя давно ждет. Подошел к высокому зданию, поднялся по ступенькам и увидел его глаза, знакомые по фотографиям. И тут же проснулся. А через два дня в новостях сообщили, что в Псковской области в 28 километрах от Порхова найден самолет с останками бойцов. Сердце дрогнуло, собрался ехать туда, но здоровье не позволило. Посетить это место вместе с сыном он смог только через два года.
Вспышка в небе
В 2012 году, когда самолет подняли из болота, по заводскому номеру, выбитому на двигателе, определили тех, кто находился в боевой машине. Среди погибших оказались пилот Владимир Григорьевич Грунявин, воздушный стрелок Петр Павлович Олицкий и отец нашего собеседника, командир самолета и штурман звена Иван Гаврилович Полькин.
В роковую ночь 21 июля 1942 года под Кенигсбергом была гроза. Несмотря на непогоду, эскадрилья боевых самолетов поднялась в воздух, чтобы уничтожить немецкий завод по производству оружия.
«Летчики летели выполнять боевое задание. Самолеты вошли в грозовые облака. Когда начались раскаты, пришлось снизить высоту. Молния ударила в самолет и перебила рулевое управление - тягу, которая шла от штурвала на хвост самолета. Техника стала неуправляемой. Эскадрилья развернула домой. Самолет отца также летел в сторону своего аэродрома, но потерпел крушение», - рассказывает Александр Иванович.
Был ещё и четвертый член экипажа, — стрелок-радист Сергей Сачук. Он выпрыгнул с парашютом и спасся, позже попал в немецкий плен, откуда ему удалось сбежать. Спустя пять месяцев после катастрофы 20 декабря 1942 г он напишет в письме жене летчика Полькина Антонине Кузьминичне о последних минутах жизни экипажа:
«...Уже пролетели линию фронта. Высота была порядочная. Летели в кислородных масках. Но вот наша машина получила сильнейший удар: повреждение. В наушниках слышу голос Ванюши, который пытался всеми силами помочь лётчику. Но машина не слушалась и стремительно неслась к земле. «Не бойтесь, - раздался голос командира.- Прыгайте, кто может». Я засмеялся. Как-то смешно стало, что в последние секунды жизни можно говорить так спокойно...
Сильный треск. Почувствовал удар в голову. На миг потерял сознание. Сильный ветер сдавливал дыхание. Я лечу камнем к земле. Нащупал кольцо. Рывок - и я закачался на стропах. Яркое пламя ослепило местность. Донесся взрыв. Неужели там друзья, а я тут один? Приземлился в болоте. Поиски места взрыва не привели к положительным результатам...»
Так оборвалась недолгая и яркая жизнь лейтенанта Ивана Полькина. Итог его продолжительной «летной работы»- представление к правительственной награде - ордену Красного Знамени и душевные письма, которыми ему удалось сквозь пространство и время передать любовь к своей семье и Родине.
источник »